Рейтинг фильма "Побег из камеры смертников" (1973) сценариста Николы Бадалукко
Итальянская криминальная комедия режиссера Микеле Лупо “Dio, sei proprio un padreterno!”, что переводится как “Dio, ты действительно крестный отец!”, вышла на экраны в 1973 году. В российском переводе картине дали неудачное название "Побег из камеры смертников", которое является спойлером части фильма, но совершенно не соответствует его сути.
Криминальный босс Фрэнк Диомеде (актер Ли Ван Клиф) по прозвищу Фрэнки Дио долгое время отсутствует в Италии, налаживая криминальный бизнес в США. На родине его в это время замещает его “правая рука” Джо Скити (актер Марио Эрпикини).
Пользуясь длительным отсутствием шефа, Джо принимается перенаправлять значительную часть денежного потока в собственный карман. Чтобы скрыть махинации он вступает в сговор с конкурентом Дио - Луи Аннунциатой (актер Жан Рошфор). При пособничестве Скити люди Аннунциаты начинают планомерно уничтожать организацию Дио.
Фрэнк возвращается в Италию и быстро понимает, кто его предал. Инициируя собственный арест, на две недели попадает в тюрьму, чтобы, официально находясь в заключении, на пару часов выйти из нее и самолично устранить Скити.
Аннунциата тем временем тоже не дремлет - убивает оставшихся верными Фрэнку людей (включая его родного брата, который ведет законопослушную жизнь) и делает все от него зависящее, чтобы Дио из тюрьмы больше не вышел. В эти меры входит и покушение на убийство, от которого его волей случая спасает мелкий воришка Тони (актер Тони Ло Бьянко), буквально фанатеющий от Фрэнки Дио.
Ну а дальше начинается настоящая вендетта Фрэнки Дио, расставляющая все по своим местам и показывающая наглядно, кто же на самом деле крестный отец, а кто просто моральный пигмей.
Сюжет "Побега из камеры смертников" закручен довольно лихо. Но временами он пробуксовывает. Можно сказать, что на самом деле фильм и вообще не сложился бы, если бы не участие актера Ли Ван Клифа в главной роли, харизма и даже магнетизм которого буквально за уши вытягивают картину из потока сереньких поделок.
Появление его героя сразу же выделяет его из фона всех других персонажей, вне зависимости от того, преступники они или обычные люди. Словно он и вовсе не принадлежит показываемому миру, а попал туда случайно или вынужденно по воле обстоятельств. На ум приходит аналогия вроде того, что благородный граф, оставшийся, причем не по своей вине, совершенно без средств к существованию, вынужден жить с отребьем на конюшне.
Актер Ли Ван Клиф в фильме "Побег из камеры смертников" (1973)
Происходит такое впечатление оттого, что актерский калибр Ли Ван Клифа намного выше окружающих его “статистов” - другого слова в данном случае просто не подобрать. Впрочем, видимо - как и его человеческая суть, которая буквально “просвечивает” в каждом взгляде, выражении, легчайшей мимике. Наверное, в пятьдесят лет эту суть утаивать уже сложно.
Особенно это бросается в глаза, когда Фрэнки Дио, лишенного всех привилегий, помещают в общий отсек тюрьмы. Внутреннее достоинство, способность видеть ситуацию целиком - как бы сверху и отстраненно, осознавать, что важно, что нет, а также работа разума действительно отличают Дио от той своры шавок и шакалов, которые, почувствовав безнаказанность, раз за разом пытаются втоптать его в грязь и разорвать.
Не зря прозвище героя Ван Клифа - Dio, что в переводе с итальянского означает “бог” или “божественный”.
Второй плюс фильма "Побег из камеры смертников" - это его саундтрек. Вернее даже - его главная музыкальная тема, которая вступает в дело в значительные моменты описываемого куска жизни Фрэнка Дио.
Сама по себе замечательная, в картине она производит впечатление, сравнимое с тем, что делает музыка Эннио Морриконе в фильмах Серджио Леоне - на долю момента ты чувствуешь нечто, близкое к ощущению катарсиса. Тут нужно благодарить за хорошую работу композитора Рица Ортолани, который большую часть своей жизни посвятил как раз кино.
За сим позвольте откланяться, с вами была Энигма. Заходите на наш сайт чаще!
До новых встреч, спасибо.