Рейтинг фильма "Розетта" (1999) сценаристов братьев Дарденн
“Розетта” - бельгийско-французский фильм, снятый братьями Жан-Пьером и Люком Дарденн в 1999 году. Он рассказывает о девушке-подростке, которая живет со своей безработной матерью-алкоголичкой в трейлере и, чтобы выжить, отчаянно пытается найти хоть какую-то работу.
Крайняя безысходность ситуации, усугубленная тем, что Розетте приходится пойти вразрез с тем каркасом принципов, что от рождения заложены внутри нее, толкают девушку на попытку самоубийства - она открывает газ в трейлере, где на соседней койке спит ее пьяная мать. Однако даже это действие терпит крах - газ в баллоне заканчивается, не успев заполнить убогий вагончик и отравить их обеих.
Стоит отметить, что фильм имел такое влияние на общественность в Бельгии, что после его выхода правительство приняло так называемый “Закон Розетты”, запрещающий работодателям платить подросткам меньше минимальной заработной платы, а также толкнуло на другие реформы в сфере труда.
“Розетта” - очень честный фильм, один из самых честных и один из самых лучших из когда-либо созданных. Не случайно он получил три приза Каннского кинофестиваля, включая приз за лучший фильм и приз за лучшую женскую роль (актриса Эмили Декенн), а также кучу других наград.
В нем нет традиционно несчастненьких и убогоньких, бесконечно размазывающих сопли и жалующихся на свою судьбу. В центре картины - нормальное, духовно сильное и немногословное человеческое существо, которому просто изначально фатально не повезло - волей обстоятельств оно попало в этот мир в самые невыгодные условия. Где и вынуждено биться, буквально как рыба об лед, пытаясь выжить.
Шансов у такого существа - практически никаких, несмотря на то, что Розетта отнюдь не глупа, предельно собрана, упорна и сознательно исключает все лишние и ненужные действия, чтобы достичь предельной доступной ей эффективности в обычной жизни.
Родись Розетта в других условиях, она бы без труда получила хорошее образование, высокооплачиваемую работу и - вследствие своих личностных качеств - позицию либо менеджера либо крепкого специалиста.
Увы.. Хорошее образование такой нищете и не светит. А без образования дальше уборщицы или фасовщицы никуда не пойдешь. Да и на таких работах конкуренция просто зашкаливает, и даже такую работу никак не найти. А есть хочется каждый день, и не только Розетте, но и ее вечно подвыпившей матери, которая за бутылку готова на что угодно.
Девушка не ноет, не жалуется, никого не просит о помощи, не изворачивается, не лжет. И будучи без куска хлеба не идет воровать. Она просто пытается снова и снова получить источник дохода - найти работу и удержаться на ней. Но существующая действительность такова, что каждый раз с дрожью думаешь, что вот сейчас это человеческое существо все-таки сломается, и его голова не покажется над поверхностью.
Как скальпелем братья Дарденн вскрывают тот лакированный гнойник, без конца полируемый и навязываемый масс-медиа и правящими слоями обычным людям.
Равные возможности? Лучше работай, лучше крутись и всего достигнешь? Нет, вы серьезно?
Большая часть населения любой страны изначально поставлена в такие же условия, как и Розетта. Она не исключение, не единственная. Таких - большинство. И именно в этом - проблема человеческого общества, не дающая ему подняться сколько-то выше обычных обезьян.
Браво, братья Дарденн! Одни из немногих режиссеров, у которых попросту нет проходных фильмов. Они не дают решений, это правда. Однако каждая из их картин - максимально честное извлечение на поверхность реально существующей и, как правило, тщательно маскируемой проблемы нашей цивилизации.
Остается добавить, что фильм “Розетта” на самом деле рекомендуем к просмотру любому зрителю, обладающему мышлением и относящемуся к кино не просто как к развлечению.