Рейтинг фильма "Смерть в Венеции" (1971) сценариста Николы Бадалукко
Фильм “Смерть в Венеции” был снят выдающимся режиссером Лукино Висконти в 1971 году. В основе сюжета картины лежит одноименная повесть немецкого писателя Томаса Манна. Причем канва повествования достаточно точно отражается в фильме, единственная крупная нестыковка состоит в том, что в книге главный герой - писатель, а в фильме - композитор.
Итак, известный, но находящийся в творческом кризисе композитор Густав фон Ашенбах (актер Дирк Богард) приезжает на курорт Лидо, что недалеко от Венеции. И буквально в первый же день сталкивается с мальчиком-подростком ангельской красоты (актер Бьорн Андресен).
Композитор оказывается до самого основания потрясен совершенством этого существа и - не в силах оправиться от этого потрясения - через какое-то время умирает от сердечного приступа. Все это происходит на фоне красот Лидо, Венеции, а также нарастающей эпидемии холеры, выкашивающей город, и в конце концов косвенно добирающейся и до курорта - почти все отдыхающие спешно выезжают, стремясь избежать опасности.
В фильме звучит замечательная музыка Густава Малера, на образ которого и опирался Лукино Висконти, перенося акценты. А также - Бетховена и Мусоргского.
“Смерть в Венеции” совершенно заслуженно была обласкана критиками и получила множество наград, среди которых премия BAFTA, премия Каннского кинофестиваля, несколько призов национальной премии Италии и так далее.
Хочу сразу отметить - “Смерть в Венеции” действительно потрясающий фильм, который я отношу к шедеврам кино, а также - один из лучших фильмов самого Лукино Висконти. Причем нужно понимать, что для режиссера это не случайная удача в творчестве. Висконти на самом деле выдающийся мастер, в багаже которого много других исключительных фильмов.
Возвращаясь к “Смерти в Венеции”: наивно думать, будто главная тема картины - это случай педофильско-гомосексуальной любви. Хотя как раз это муссируется и обсасывается различными слоями критиков и зрителей вот уже 50 лет.
В действительности же, несмотря на то что Висконти был открытый гей, гейского кино он не снимал - это не его уровень. И это то же самое, что инсинуировать, будто герцог выносит помои.
Так вот - никакие помои он не выносит, и единственный фильм в его творчестве, который хоть как-то косвенно и мельком касается темы гомосексуализма - четырехчасовой “Людвиг” (1972), рассказывающий о жизни реального короля Баварии Людвига II.
А в “Смерти в Венеции” тема другая. А именно - что происходит, когда творческий человек, всю жизнь стремившийся к идеалу, но не ожидавший, что его можно встретить во плоти в этой самой жизни, действительно сталкивается с совершенством - ангелом или богом, по тем или иным причинам задевшим своим крылом наш вещественный и грубый мир.
Чтобы встретиться с существом другого уровня и выжить, нужно самому обладать по крайней мере кристальной чистотой, не говоря уже об иных качествах. В намерения Света не входит убивать тлю, ведь он ее даже не замечает, так как она вне поля его зрения. Тут дело в другом.
Неотъемлемым свойством Света является - так сказать - свет. Поэтому то, что не соотносится с его чистотой, будет выжжено или уничтожено автоматически - вот как, например, сила тяжести непременно убьет любого, кто вздумает прыгнуть с большой высоты без страховки.
Так и Густав фон Ашенбах - не попытайся он, пусть и неявно, привлечь внимание ангела, он остался бы жив. Собственно, всяк рядовой знай свою тумбочку, как говорит наш Агент Муви.
Стремление к совершенству весьма похвально, но само по себе без наличия определенных внутренних качеств не дает пропускной билет в высшую сферу. Поэтому даже при намеке на малейшее пересечение с иным существом нужно четко отдавать себе отчет, соответствуешь ты или нет. И если нет - бежать сломя голову прочь, если хочешь жить.
С вами была Энигма, до новых встреч, спасибо!