Рейтинг фильма "Два дня, одна ночь" (2014) сценаристов братьев Дарденн
Сегодня мы поговорим о фильме братьев Дарденн "Два дня, одна ночь", который вышел на экраны в 2014 году, и который на этот раз в большей степени посвящен моральным аспектам существования человека, чем социальным.
Сандра (актриса Марион Котийяр), женщина в районе сорока, после длительного пребывания на больничном из-за затяжной депрессии собирается возвращаться на работу - рабочей на маленькой фабрике по производству солнечных батарей.
И вдруг из разговора со своей подругой она узнает, что руководство компании провело в бригаде голосование, где шестнадцати ее сослуживцам предложили выбрать либо сохранение ее рабочего места, либо выплату премии в 1000 евро каждому. Выбор премии автоматически подразумевал увольнение Сандры.
Как оказалось, только двое поступили честно и проголосовали за дальнейшую работу своей коллеги, остальные, польстившись на деньги, выбрали премию. А это означает, что при выходе на работу в понедельник она будет сразу же уволена.
Женщина впадает в отчаяние, но ее муж Ману (актер Фабрицио Ронджоне) убеждает использовать оставшиеся два дня (суббота и воскресенье) для того, чтобы встретиться с каждым из четырнадцати выбравших премию сотрудников и попробовать убедить проголосовать еще раз в понедельник за нее, Сандру.
Сценарий "Двух дней, одной ночи" (2014) основан на действительной ситуации, в которую попал один из рабочих завода Peugeot во Франции, который был уволен после того, как его руководитель подстрекал бригаду голосовать за его увольнение, потому что он мешал им получать большие премии. И на самом деле историю, рассказанную в фильме, можно отнести к типовым в капиталистическом обществе, думаю, многие сталкивались с чем-то похожим в том или ином варианте в реальной жизни.
Это все понятно, но для меня, так сказать, ключевыми аспектами картины стали не попытки женщины в мире, где правят бал одни деньги, сохранить работу, а несколько иное.
В первую очередь, это, конечно, буквально мефистофельские обстоятельства, в которые был поставлен каждый член бригады еще до того, как Сандра начала обходить каждого, чтобы попробовать просто поговорить и объяснить, что ей очень нужна эта работа.
Примечательно, что будучи поставленными в ситуацию, когда надо выбрать либо возможность постоянного получения средств к существованию живого и хорошо знакомого им человека, либо разово взять неплохие деньги лично для себя, почти все - за исключением двоих - выбирают именно деньги, посылая в глубокую задницу те человеческие качества, которые в них в тех или иных количествах еще существуют. И, вероятнее всего, с этими самыми качествами уже прощаются навсегда потому, что моральные принципы и человечность отложенным платежом быть не могут, и когда ты поступаешь гнусно, то твой поступок не просто марает тебя, а действительно уничтожает твои человеческие качества, незаметно превращая в того, кто человеком уже не является.
На самом деле, об этом мало кто задумывается, но процесс этот необратим, и это, опять-таки на самом деле, ужасно. Воистину “люди гибнут за металл, сатана здесь правит бал”.
Следующий аспект касается тех, кто ничтоже сумняшеся вообще ставит людей в подобные обстоятельства (в картине это бригадир и директор фабрики) и ведет себя с позиции Мефистофеля. Это, естественно, касается не только той ситуации, которая показана в фильме, но и любой другой, когда кто-то считает себя вправе распоряжаться другими - их временем, судьбами, жизнями, нравственным выбором. Словно они действительно имеют на это право, словно они вне людей.
Ну а остальные моменты (а их множество) уже более мелкого калибра. Например, почему на Земле все устроено таким образом, что 99% людей вынуждены работать исключительно из-за денег, чтобы можно было существовать, а не потому, что им интересно или развивает духовно и умственно. Или - зачем пытаться жить не по средствам там, где любой сбой тут же выбросит тебя в лучшем случае на обочину. Ну и так далее.
В общем, хорошее кино сняли братья Дарденн. Всего-то ничего по хронометражу - 1 час 35 минут, а извечных тем и проблем человечества поднято по самое не хочу.
С вами была Энигма, до новых встреч, спасибо!